Закрытый ящик или Фазоинвертор — что выбрать

При выборе сабвуфера перед любителем музыки часто встает вопрос о том, что же все-таки выбрать – фазоинвертор (ФИ) или закрытый ящик (ЗЯ), так как это два самых популярных оформления.

Для того, чтобы осознанно подходить к выбору нужно понимать основополагающий момент – выбирать между ФИ и ЗЯ, то же самое, что выбирать между ложкой и вилкой. То есть каждое оформление применяется для собственных задач, но при этом оба они имеют одну цель – сделать звучание полноценным и приятным для слушателя.

закрытый ящик или фазоинвертор

Если вы любите больше слушать инструментальную музыку, рок, джаз и тп, возможно клубную. Если в музыке вам важно ровное звучание, где низкие частоты не выпирают и бас является органично вписанным в общее звучание и если вы не любитель подкрутить громкости и покачать головой под басы – то закрытый ящик будет для вас хорошим выбором.

Фазоинвертор стоит выбрать, если вы любите слушать современный рэп, РнБ композиции, Даб Степ и подобное. Если вы любите ярко выраженный акцент на басе, не прочь иногда почувствовать мягкость и глубину телом.

Это вот краткое и сильно упрощенная выжимка. Разумеется, тут много нюансов и дополнительных особенностей, которые и разберем ниже.

Итак, давайте перейдем к основным особенностям.

Размер корпуса

Закрытый короб для одного и того же сабвуфера будет существенно меньше, чем короб с портом. Это важно учитывать если место строго ограничено.

К примеру, для десятидюймового динамика закрытый ящик будет иметь размеры 30х30х28 см, в то время как фазоинвертор 30х30х70 см (размеры условные).

размер сабвуфера

Групповое время задержки (ГВЗ)

Закрытый ящик обладает несравнимо меньшим отставанием при воспроизведении низких частот в отличии от портированных оформлений.

Время задержки – в данном случае это время, на которое отстает воспроизведение сигнала от его подачи на динамик. Эти величины сравнительно малы, но на «быстрых» жанрах музыки, требующей высокой динамики и резких изменений в звучании низких частот отставание  будет провялятся. В то время, как жанры «помедленнее» не столь требовательны к этой характеристике. Соответственно, это также является одним из аспектов, из которого вытекает выбор более подходящего корпуса.

график сабвуфера

Эффективность (громкость)

При подаче одной и той же мощности к сабвуферу, в фазоинверторном корпусе он будет звучать гораздо громче чем в закрытом ящике.

 Это связано с принципом работы, так как в ЗЯ работает только одна сторона диффузора, а точнее используется только движение вперед, а в ФИ энергия движения в обе стороны суммируется. Поэтому если громкость баса на первом месте, то фазоинвертор будет лучшим выбором в данном случае.

Более подробно про принцип работы можно узнать из роликов:

Диапазон воспроизведения

А вот тут ситуация обратная предыдущему пункту. Фазоинвертор громче и эффективнее только на определенном отрезке частот и чем он будет громче (корпус) тем более узким будет этот отрезок. Закрытый же ящик имеет как правило относительно ровною амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) и в сочетании с передаточной функцией салона может давать одинокого стабильное звучание на широкий диапазон в области низких частот.

Принимая во внимание данный аспект, становится понятно что закрытый ящик будет более универсальным инструментом в случае прослушивания разнообразной музыки разных жанров. Он не испортит картину на самых низах, но при этом хорошо отработает и на настройках выше 40 Гц.

Жанр музыки

Принимая во внимание перечисленные особенности, можно сделать вывод, что закрытый ящик лучше применять для музыкальных жанров с быстрым воспроизведением и резкой атакой низких частот, там где есть динамика, а так же для всех видов инструментальной музыки. В то время как фазоинвертор хорошо подойдет к жанрам не требовательным к скорости музыкальной атаки и подразумевающим преобладание баса в музыкальном тракте.

Проектирование

В принципе, эту часть статьи можно вынести за скобки, но все таки нужно отметить, что сборка и проектирование закрытого ящика в общем смысле проще, нежели фазоинвертора. Меньше переменных, меньше деталей для распила и сборки.

Практика

Вот все что касалось теоретических выкладок. Но проблема в том, что если человек до этого сам не слышал звучание обоих вариантов, то выбрать бывает довольно сложно, с точки зрения именно характеристики звучания.

В этом может помочь ролик с прослушкой обоих вариантов для одного динамика:

Надеюсь теперь вам стало легче ориентироваться в этом не простом на первый взгляд выборе и материал принес вам пользу!

Хорошего баса!

Нажмите кнопку, чтобы поделиться материалом: