Сабвуфер СТЕЛС — как рассчитать и сделать

сабвуфер стелс в машину

Сабвуфер стелс — это знаковое явление в автозвуке, динамики в таком оформлении притягивают взгляды, выгодно смотрятся на фотографиях, могут рассказать о вкусе и педантичности владельца. 

Название свое подобный тип акустического оформления позаимствовал у одноименной технологии, призванной снижать заметность определенных предметов.

В этом материале разберем,  как правильно подступиться к стелсу, расскажу про основные технологии изготовления, каким образом подбирается динамик, как проектируется корпус если динамик уже есть, ну и конечно отметим плюсы и минусы. 

Что интересно, я уверен, что вы почти наверняка уже все знаете сами, нужно лишь немного упорядочить информацию, и даже если вы сильно далеки от всего этого, то уверяю, что очень легко освоите логику. 

Главное заблуждение

Основное  заблуждение в отношении таких сабвуферов заключается в том, что часто люди думают о стелсе, как об отдельном виде корпуса на ряду с закрытым ящиком, фазоинвертором и остальными. 

сабвуфер в крыло

На самом деле, стелсом просто называют форму корпуса, которая старается вписаться в интерьер наиболее органично. Плюс к хорошему дизайну добавляется и экономия места, за счёт того, что как правило, используются ниши багажника, обычно для стандартных корпусов не задействованные.

Три способа изготовления

Существует несколько вариантов изготовления. Во времена когда полиэфирные смолы, стекломаты и прочее не были широко доступны, стелс пытались делать полностью из фанеры и даже получалось. Но, конечно нужно отметить, что способ этот трудозатратный и не очень эффективный, хотя бесспорно увлекательный. 

деревянный стелс сабвуфер

Второй способ это использование материалов, упомянутых выше. Вам понадобятся: малярный скотч, стеклоткань (стекломат) различной толщины, формовочная ткань, полиэфирная смола, кисточки, респиратор и львиная доля аккуратности и целеустремленности. С помощью всего этого, можно соорудить практически любую форму и геометрию, ограничивать вас может только воображение.

стелс своими руками

Ну и третий способ, самый эффективный — это комбинированный, когда те детали, которые можно сделать плоскими изготавливают из фанеры или мдф, а вот там, где нужно обтекание сложных форм используются полиэфирные материалы.

спопб изготовления сабвуфера стелс в крыло

Так получается сэкономить время и максимально эффективно использовать имеющийся объем. И если вы хотите изготовить сабвуфер стелс своими руками, то данный способ будет наиболее предпочтительным

Минимальная толщина стенки

В данной статье не будет информации о таких нюансах изготовления, как правильно накладывать стеклоткань, в какой пропорции наводить смолу, какую использовать шпатлёвку и по какой технике шкурить. Иначе она получилась бы просто необъятной.

На просторах того же ютуба есть очень хорошие видео об этом, более того, стоит обратить внимание не только на автозвуковые каналы, а так же на прикладные к этому делу, нюансов там действительно очень много. 

Чем больше у поверхности корпуса будет поворотов, изгибов и неровностей, тем меньшей толщиной стенки можно обойтись.

Единственное, что нужно сказать в этой части, это про толщину стенки. К сожалению, здесь не получится дать какую то  конкретную величину, потому что переменных достаточно много. 

Разумеется толщина стенки должна быть достаточной, а вот сколько это — будет зависеть от размера корпуса,  от мощности динамика, от формы, количества углов и поворотов поверхности и так далее. Основное требование заключается в том, что бы корпус не звенел, ни в коем случае не деформировался при внешнем усилии. 

кикер сабвуфер

Для экономии трудозатрат хорошо помогают различные деревянные распорки, уголки и косынки, так же можно заложить применение виброизолирующего материала.

Но в любом случае, для хорошего результата стоит закладывать около 10 мм.

Порядок изготовления

Если говорить о самой распространённой технике, то сначала изготавливается основание корпуса, нужная ниша в автомобиле выклеивается скотчем и наносятся первые слои стекломата. Стенка набираются до тех пор, пока не появится возможность, выкорчевать эту конструкцию без поломки и вынуть наружу, а сделать это не так просто, как может показаться на первый взгляд.

сабвуфер стелс своими руками сделать

Ну а вынув заготовку, можно в удобной обстановке продолжать накладывать слои с внутренней стороны. Затем крепится или так набирается фронтальная стенка. После чего все это дело шпатлюется и выводится до нужного состояния. Это так, если коротко. 

Как подобрать динамик для стелса

Как уже сказано выше,  стелс — это не какой-то отдельный тип оформления, это попросту внешний вид, ну а сам корпус может быть как закрытым ящиком так и фазоинвертором, да хоть бандпасом.

Но справедливости ради нужно сказать, что большинство стелсов это все-таки закрытые ящики, потому что интегрировать  порт внутрь задача хоть и вполне решаемая, но тем не менее, не самая тривиальная, ведь и общего объема фазоинвертор требует много больше. Хорошие стелсы с фазоинвертором, это скорее удел студий с хорошим опытом и достаточным набором оборудования и материалов. Но делать самостоятельно, разумеется ни кто не запрещает, тем более, что примеры хороших работ есть, просто потребуется серьезная кропотливость и точность расчетов. 

Динамик для объема

Самый лучший способ — это определиться, сколько объёма получится набрать в общей сложности. Это можно делать разными способами, как скрупулёзно высчитать по сложной геометрии, или, например, для закрытого ящика можно просто собирать корпус до того момента пока не появится элементарная  возможность посчитать литры с помощью воды. 

рассчитать объем сабвуфера

Зная примерный располагаемый объём, уже можно определиться с оформлением и подбирать динамик, в том числе и его размер, тот который будет хорошо играть в имеющемся объеме. Для этого можно воспользоваться инструкцией к динамику, предварительно посчитать объем, обратиться к производителю или к услугам расчета сабвуферов. Благо возможностей на сегодняшний день достаточно. 

Объем для динамика

Но ситуация, когда сабвуфер подбирается заранее, по объективным причинам, бывает не всегда. Часто бывает, что динамик уже есть, а желание установить стелс очень сильно’.  В таком случае алгоритм действий будет обратный.  

Узнаём какой объём понадобится сабвуферу для хорошего звучания. Здесь подойдут способы указанные выше и будет даже проще, к тому же, всегда можно измерить параметры Тиля-Смолла, если есть такая возможность.

красивый сабвуфер

Далее, оцениваем примерно возможный объём, который сможем выделить, и если данные примерно соответствуют, то можно приступать к изготовлению.

Что делать если объема не достаточно? Если речь идёт о 10-15 процентах, то тут можно заложить применение наполнителя, который косвенно сможет нивелировать не большой дефицит в объеме и устранить возможную гулкость, а так же поможет смягчить звучание.

Если же объема не достает существенно, то правильным решением будет замена  динамика на меньший размер или с другими параметрами Тиля-Смолла, который будет требовать меньшего объема

Очень важный нюанс

Небольшой, но важный нюанс — при проектировании стелса, если есть такая возможность, то предусмотрите хотя бы не большой доворот динамика, так чтобы его ось не была перпендикулярна противоположной стенке. Это положительно скажется на звучании и существенно упростит тонкие настройки, для системы, направленной на высокое качество звучания. 

Безопасность

Если вы хотите сделать сабвуфер стелс своими руками, то обязательно уделите внимание безопасности при проведении работ. Потому что в процессе есть очень вредные факторы. 

Обязательно применяйте очки, перчатки и хороший респиратор. Пары полиэфирных смол и мелкая пыль при обработке поверхности очень пагубно действуют на организм.

направление сабвуфера

Итоги

Плюсы стелса

К преимуществам стелс сабвуферов безусловно относятся: внешний вид (при должном качестве изготовления), экономия места за счет использования ниш багажника, сохранение обычной эксплуатации багажного отделения.

Минусы

Недостатки очевидны, это: сложное изготовление (по сравнению с обычными коробами); недостаток места для фазоинвертора, если хочется именно его; финансовые затраты, потому как стелс в любом случае обойдётся вам дороже классических корпусов, будете вы делать его своими руками или заказывать же в студии. 

Качество звучания так же как и с классическими корпусами будет зависеть от самого динамика и подобранного к нему объема , ну и порта, если это будет фазоинвертор. 

Качество звучания

Качество звучания, так же как и с классическими корпусами будет зависеть от самого динамика, выбранного оформления, подобранного к нему объема, расчета фазоинвертора. К корпусу предъявляются все те же классические требования — он должен обеспечивать отсутствие резонансов и иметь достаточную толщину стенки.

Видео

Сабвуфер в корпусе стелс это практичное, красивое и во многом удобное решение, нужно лишь грамотно разобраться и приложить усилия. 

Удачных вам автозвуковх построений!

Нажмите кнопку, чтобы поделиться материалом: